Главная » 2014 » Июль » 27 » Музыкальные дидактические игры в младшей группе
14:24
Музыкальные дидактические игры в младшей группе
Введение

Наглядные подобия – эффективное средство познания объективной действительности. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, внимание, активизирует процессы запоминания и мышления.

К таким наглядным пособиям можно отнести музыкально-дидактические игры, которые обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, инициативу, способность к восприятию, раз линию основных свойств музыкального звука.

Музыкально-дидактические игры «Цветные звуки природы» – эффективное средство формирования и моделирования звуковысотных отношений, интонационного богатства музыкального языка.

Толчком к созданию этих игр послужил постоянный интерес к цветоощущениям, цветомузыке, музыкальной сенсорике.

Согласно теории Юнга-Гельмгольца, зрительное ощущение возникает вследствие некоторого фотохимического процесса, возникающего в коре головного мозга, и который в свою очередь при созерцании цвета стимулирует нервное возбуждение. Ощущение черного цвета возникает, когда ни одно из цветоощущающих веществ не возбуждается вовсе. Возбуждение всех цветоощущающих веществ вызывает-ощущение: белого цвета.

На первой стадии филогенетического развития зрение было ахроматическим /черно-белым/, затем произошла дифференциация, и зрение стало дихроматическим, т.е. наш глаз стал различать синие и желтые цвета. На последней стадии развития дихроматическое зрение сделалось трихроматичесю т.е. глаз стал различать еще: красный и зеленый. С этой точки зрения, явление цветослепоты /дальтонизм/ есть возврат к второй-стадии развития глаз.

Как показали опыты JI.А.Шварц, раздражение глаза тем или иным цвет может повлечь за собой повышение чувствительности к другому цвету в 2-3 раза на срок до получаса. Подобную сенсибилизацию можно использовать для развития и коррекции цветоощущения.

Каждый цвет определенным образом воздействует на человека. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с другой стороны – ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Некоторые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему. Еще И.В. Гете отмечал действие цветов на настроение и делил цвета на:

а) возбуждающие, оживляющие, бодрящие,

б) порождающие печально-беспокойное настроение.

К первым он относил красно-желтые, ко вторым – сине-фиолетовые. Промежуточное место он отводил зеленому цвету, который способствует /по Гете/ состоянию спокойной умиротворенности. Известную роль в этом эмоциональном воздействии цветов играют, по-видимому и ассоциации: голуб ассоциируется с цветом голубого неба, зеленый – с зеленью, зеленовато-голубой – с водою, красный – с огнем и т.д.

Цвета производят определенное физиологическое воздействие на человеческий организм и я, надеюсь, что эти музыкально- дидактические игры, в основе которых лежит теория цветоощущения и восприятия, послужат благодарной почвой для обеспечения развития музыкальных способностей: музыкального и цветного слуха, звуковысотности, музыкального творчества, а также своеобразной психофизиологической коррекцией состояния ребенка.

Разработанная Г. Гельмгольцем теория была впервые предложена Т. Юнгом в 1802 г. и получила дальнейшее развитие в ионной теории – П. П. Лазарева.

Филогенетическое развитие соответствует онтогенетическому развитию ребенка.

ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

“ЦВЕТНЫЕ ЗВУКИ ПРИРОДЫ”

Эти игры формируют музыкально-сенсорное восприятие, память, внимание, творческое мышление: соотношение цвета и звука, звука и величины, звучание цвета в Природе, что в свою очередь развивает музыкальный слух, звуковысотной музыкальный вкус, цветное видение музыки. Они даются по системе постоянно, усложняющихся заданий на запоминание, домысливание, воображение.

На первом этапе при помощи цветового спектра /радуга/ ребенок знакомится с нотками в соотношении: цвет – звук – название нотки с использованием придуманной сказки для более эффективного запоминания./ “СемьЯ”/. Усваивает понятия, символы: цвет-звук, звуки в Природе, цветное звучание Природы. / “Музыкальная радуга”, “Музыкальная полянка”/.

На втором этапе ребенок знакомится с принципами взаимодействия: цвет – звук, высота звука – расположение в пространстве. /”Музыкальные ступеньки”, “Музыкальная пирамида”/.

На третьем этапе – сложение цветных звуков, трансформация в простейшие песенки, сочинительства с названием нот. /”Цветное пианино”/. Заключительный этап – использование цветных нот для игры на музыкальных инструментах. /”Цветные нотки”/.

Цель: Развитие базисных представлений об окружающем мире, понятий: цвет, звук, музыкальный звук, цветные звуки и их звучание в Природе.

Задачи:

Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребность узнать новое.

Развитие музыкально-сенсорного восприятия, памяти, воображения, мышления.

Развитие наблюдательности, интереса к познанию явлений окружающего мир через музыку, звуки, цвет и их соотношением.

Развитие эмоциональности посредством сенсибилизации.

Развитие базисных представлений об окружающем мире, понятий: цвет, звук, музыкальный звук, звуковысотность, цветные звуки и их звучание в Природе.

Развитие музыкальности, музыкального вкуса, музыкального творчества.

Коррекция психофизиологического состояния ребенка, духовного здоровья.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию музыкально-дидактических игр. Работу по технологии музыкально-дидактических игр “Цветные звуки Природы” можно начинать с младшего возраста дошкольного детства с постепенным усложнением в старшем возрасте.

Музыкально-дидактическая игра: СемьЯ

Цель: Развитие базисных представлений об окружающем мире, понятий: цвет, звук, музыкальный звук, цветные звуки к их звучание в Природе. Стимульный материал: конверт с разноцветными кружочками. Каждому цвету соответствует имя нотки: красный – “до”, желтый – “ре”, зеленый – “ми”, голубой – “фа”, синий – “соль”, фиолетовый – “ля” и белый – “си”.

Ход игры: педагог с помощью сказочного сюжета знакомит детей с разноцветной семьей. Например: “Жили-были две нотки /черная и белая. Целыми днями они сидели дома н смотрели из окна ма серое небо с огромными темно-серыми облаками. Им было очень грустно… Но вот грянул гром, вспыхнула молния и сильный дождь забарабанил по стеклу, оставляя сильно бегущие струйки воды. И так продолжалось около часа пока небо не посветлело и не появилось солнышко. Оно так ярко и pадостно сияло, освещая капельки дождя, оставленные на стекле.

“Посмотри на себя в зеркало, – воскликнула черная нотка, -какая ты разноцветная!”

“А что случилось, – спросила белая нотка, – ведь ты не говорила мне об этом раньше?”

“Но это случилось только сейчас, когда солнышко осветило капельки дождя, а они, словно бриллианты, оставили отражение на тебе”, – пояснила черная нотка.

Из одной белой нотки получилось семь разноцветных, которые радостно сияли своим ярким цветом. Так родилась веселая разноцветная СемьЯ.

Примечание: В игре участвует педагог и группа детей. Знакомство с цветными нотками желательно сопровождать звуками на любом музыкальном инструменте.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальная радуга»

Игра “Музыкальная радуга” – состоит из карточки с изображением радуги и капельки дождя на палочке для двигательных манипуляций.

Игра развивает музыкально-сенсорное восприятие, память, а также формирует: понятия: цвет – звук – звуковысотность на примере природного явления.

Игровые задания:

Назвать звуки по имени в соответствии с цветом, манипулируя капелькой по радуге.

Проговорить или пропеть всю гамму по порядку сниву-вверх и сверху-вниз

Определить высоту звука по принципу: высота звука соответствует высоте цвета на радужном спектре./желательно использовать параллельно игру на любом музыкальном инструменте/

Сочинить простейшую мелодию с названием звуков, манипулируя капелькой.

Задание №1 – мл. возраст

Задание №2,3,4, – ст. возраст

Музыкально-дидактическая игра: “Музыкальная мозаика”.

Игра “Музыкальная мозаика” – состоит из карточки с изображением нотного стана и цветных нот.

Цель: Развитие музыкально-сенсорной памяти, формирование пространственных представлений и познавательного интереса.

Игра развивает музыкально-сенсорное восприятие и память, способствует развитию ассоциативных зон головного мозга, что в свою очередь развивает пространственное восприятие и мышление, также способствует развитию понятий и представлений: выше, ниже, под, над, между /квазипространственных отношений/, музыкального слуха и звуковысотности.

Игровой материал: Образец, на котором цветные нотки расположены на линеечках, набор цветных нот и чистый нотный стан.

Игровые задания: Нотки убежали.

Предложить ребенку по образцу вернуть нотки в свои домики.

Назвать нотки по имени, ориентируясь по цвету.

Проговорить и пропеть гамму вверх и вниз.

Разместить нотки на свои места по памяти.

Выложить простейшую мелодию или просто разноцветные бусы.

Примечание: Игра проводится с участием взрослого и самостоятельно все задания для детей старшего возраста проводятся исключительно по желанию.

Музыкально-дидактическая игра: “Музыкальные ступеньки”

Игра «Музыкальные ступеньки» состоит из карточки с изображением цветных ступенек и цветных нот.

Цель: Развитие музыкально-сенсорного восприятия, внимания, памяти, а также формирование понятий и представлений: Звук- цвет- звуковысотность- пространство.

Игра позволяет с помощью тактильно-двигательных, зрительных и слуховых ощущений включаться в процесс познания музыкальных звуков и их отношений между собой.

Игровой материал: Карточки с несколькими видами раскрашенных и нераскрашенных ступенек, набор разноцветных нот и универсальная нотка на палочке для манипуляций.

Игровые задания: Нотки разбежались, нужно вернуть их на места.

Вариант №1 – предлагается детям с помощью взрослого, а затем самостоятельно по образцу расположить нотки на ступеньки, ориентируя по цвету. Каждая нотка имеет свою ступеньку: красная нотка ставится на красную, желтая на желтую и т.д.

Вариант №2 /усложненный/ - предлагается детям расположить нотки на цветные ступеньки и назвать их по имени, определить какой цвет пропущен, найти сбежавших ноток и поставить их на свои ступеньки /пользоваться образцом или, но памяти/.

Вариант №З /усложненный/ – предлагается детям сначала по образцам затем по памяти расположить нотки на свои ступеньки с проговариванием их имен. Выкладывание нот желательно сопровождать игрой на музыкальном инструменте.

Назвать или пропеть гамму снизу-вверх и сверху-вниз.

Определить звуки по высоте по принципу: чем выше ступенька, тем выше звук и наоборот.

Сочинить простейшую мелодию или спеть знакомую попевку, манипул ноткой на палочке.

Примечание: Игра проводится с педагогом и самостоятельно по желанию: детей.

Музыкально-дидактическая игра: “Музыкальная полянка”

Игра «Музыкальная полянка» состоит из карточки с изображением цветной полянки, где нарисованы цветочки и палочки в виде бабочки для манипуляций.

Цель: Развитие музыкально-сенсорного восприятия, памяти, воображения, мышления, а также формирование понятий и представлений: цвет, звук, звук-высота, соотношение величины цветочков и высоты звуков Игра устанавливает необычные связи музыкальных звуков с Природой. Эти необычные соотношения цвета, звука, высоты звука и величины цветочков ребенок усваивает в процессе игры с помощью наглядно-действенных манипуляций.

Игровой материал: Карточка зеленого цвета с разноцветными цветочками разной величины, соответствующими высоте звуков и бабочка на палочке для манипуляций.

Игровые задания:

Манипулируя бабочкой, назвать звук по цвету.

Проговорить либо спеть гамму с названием нот снизу-вверх и сверху-вниз.

Сочинить простейшую мелодию с названием нот или пропеть знаком манипулируя бабочкой по цветочкам.

Определить высоту звука в соответствии с величиной цветочка: большой цветочек – низкий звук /послушать этот звук на инструменте маленький цветочек – высокий звук /сравнить звуки по звучанию/.

Примечание: Игра состоят из двух вариантов: 1 – цветочки расположены в соответствии с высотой звуков, 2 – /усложненный/ цветочки рассыпаны по полянке. На первоначальном этапе игра проводятся с участием взрослого, затем самостоятельно. Задание №1 – мл. возраст, задания № 2,3,4 – ст. возраст.

Игра развивает музыкально-сенсорное восприятие, память, воображение, способствует усвоению, таких понятий и представлений, как: цвет-звук, звук-высоты соотношение величины цветочков и высоты звуков, устанавливает необычные с зи музыкальных звуков с Природой. Эти необычные соотношения цвета, звука, высоты звука и величины цветочков ребенок усваивает в процессе игры, с помощью наглядно – действенных манипуляций.

Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные ступеньки»

“Музыкальные ступеньки” 5, 6, 7 – ми ступенные лесенки – игра состоит из несколькихвариантов и представляет собой карточки с несколькими видами раскрашенныхи не раскрашенных ступенекс разноцветными нотками и универсальной ноткой для наглядно-действенных манипуляций.

Игра развивает музыкально-сенсорное восприятие и память, способствует усвоению представлений: цвет – звук – звуковысотность – пространство. Позволяв помощью тактильно-двигательных, зрительных и осязательных ощущений включая в процесс познания музыкальных звуков и их отношений между собой.

Игровые задания:

Вариант №1 – предлагается детям с помощью взрослого, а затем самостоятельно по образцу расположить нотки на ступеньки, ориентируясь по цвету. Каждая нотка имеет свою ступеньку: красная нотка ставится, на красную ступеньку, желтая на желтую и т.д. Ступеньки также пронумерованы и имеют важное значение для каждой нотки в дальнейшем.

Вариант №2 /усложненный/ – предлагается детям расположить нотки на цвет ступеньки и назвать их по имени, определить какой цвет пропущен, найти сбежавших ноток и поставить их на свои ступеньки/для начала игры пользоваться образцом, затем по памяти/.

Вариант №3 /усложненный/ – предлагается детям сначала по образцу, а затем по памяти расположить нотки на свои ступеньки с проговариванием их названий “Все нотки разбежались, нужно вернуть их на свои места”. Выкладывание нот желательно сопровождать игрой на металлофоне.

Предложить детям назвать или пропеть гамму снизу-вверх и сверху-вниз.

Определить звуки по высоте по принципу: чем выше ступенька, тем выше звук или чем длиннее- ступенька, тем ниже звук.

Сочинить простейшую мелодию с названием звуков, манипулируя универсальной ноткой.

По схеме варианта №2 вспомнить знакомые песенки-распевки, манипулируя универсальной ноткой.

По схеме для распевок вспомнить и спеть знакомые песенки-распевки.

Сочинить простейшую мелодию с названием нот, манипулируя универсальной ноткой.

Игра “Музыкальная пирамида” – состоит из двух вариантов. На первом варианте ступеньки раскрашены и обозначены по номерам, он послужит как образец.

Во втором варианте ступеньки не раскрашены. Для манипуляций послужит универсальная нотка на палочке.

Игровые задания:

Предложить детям вернуть нотки на свои ступеньки, используя образец или по памяти. Установление нотки сопровождать игрой на металлофоне.

Проговорить или пропеть гамму с названием нот вверх и вниз.

Сравнить нотки по звучанию: выше-ниже.

Пропеть знакомые песенки, используя манипуляции ноткой на палочке.

Сочинить простейшую мелодию с названием нот, манипулируя палочкой.

Задание № 1,2 – мл. возраст.

Задание № 2,3,4,5 – ст. возраст.

“Музыкальные ключи” – представляет собой нотный стан с музыкальными ключами, голубой и синей нотками.

Игра развивает музыкально-сенсорную память и познавательный интерес. Состоит из двух вариантов: 1-й – нотный стан, где живет скрипичный ключ, ключ “соль” синего цвета, 2-й – нотный стан, где живет басовый ключ, ключ “фа” голубого цвета.

Игровое задание: по образцу, а затем по памяти ключи ставятся на свои места.

Игра “Музыкальная мозаика” – состоит из образца: цветные нотки расположенные на нотном стане, соответственно каждая нотка имеет свое место /домик/ на линейке и между линейками. Вторая карточка, т.е. нотный стан чистый: нотки убежали.

Игра развивает музыкально-сенсорную память, формирует пространственные представления и познавательный интерес.

Игровые задания:

Предложить ребенку по образцу разместить нотки в свои домики.

Назвать нотки по имени.

Проговорить или пропеть всю гамму вверх и вниз.

Разместить нотки на свои места по памяти.

Выложить простейшую знакомую мелодию.

Задание №1 – ср. возраст.

Задание №2,3,4,5 – ст. возраст.

Игра “Цветное пианино” – состоит из карточки, изображающей пианино в цвете, каждый звук-цвет имеет свою проекцию на клавишах пианино. Эту игру желательно давать в сочетании с игрой “Музыкальная мозаика”. Например: звук “до” /красная нотка/ на нотном стане расположен на первой дополнительной линейке, а на клавиатуре его проекция слева от оранжевой маленькой клавишей. Звук “ре” /желтая нотка/ расположен под первой линейкой, а на клавиатуре между маленькими: оранжевой и лимонной, и т.д.

Игра развивает музыкально-сенсорное восприятие и память, способствует развитию ассоциативных зон головного мозга, что в свою очередь развивает пространственное восприятие и мышление, также способствует развитию понятий и представлений: выше, ниже, под, над, между /квазипространственных отношений/ музыкального слуха и звуковысотности.

Игровые задания:

Предложить ребенку назвать звуки, ориентируясь по цветным клавишам.

Рассказать, где живут нотки на нотном стане, и где их проекция на пианино.

Проговорить или пропеть звуки гаммы вверх и вниз, манипулируя универсальной ноткой.

Проиграть знакомые песенки, манипулируя ноткой на палочке.

Сочинить простейшую мелодию с названием звуков.

Задания для ст. возраста.

Игра “Музыкальная матрешка” и “Балалайка” – состоит из карточки с изображен матрешки и балалайки, а также нотки на палочке для наглядно-действенных манипуляций.

Игры для закрепления знаний о музыкальных звуках.

Игровые задания для детей старшего дошкольного возраста

Назвать звуки в соответствии с цветом, манипулируя ноткой, вверх и вниз.
Категория: Музыкальные | Просмотров: 306 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
скачать лучшие программы, планета нибиру, dle шаблоны