14:24 Музыкальные дидактические игры в младшей группе | |
Введение Наглядные подобия – эффективное средство познания объективной действительности. Наглядность не только облегчает познавательную деятельность детей, но и организует их восприятие, внимание, активизирует процессы запоминания и мышления. К таким наглядным пособиям можно отнести музыкально-дидактические игры, которые обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них самостоятельность, инициативу, способность к восприятию, раз линию основных свойств музыкального звука. Музыкально-дидактические игры «Цветные звуки природы» – эффективное средство формирования и моделирования звуковысотных отношений, интонационного богатства музыкального языка. Толчком к созданию этих игр послужил постоянный интерес к цветоощущениям, цветомузыке, музыкальной сенсорике. Согласно теории Юнга-Гельмгольца, зрительное ощущение возникает вследствие некоторого фотохимического процесса, возникающего в коре головного мозга, и который в свою очередь при созерцании цвета стимулирует нервное возбуждение. Ощущение черного цвета возникает, когда ни одно из цветоощущающих веществ не возбуждается вовсе. Возбуждение всех цветоощущающих веществ вызывает-ощущение: белого цвета. На первой стадии филогенетического развития зрение было ахроматическим /черно-белым/, затем произошла дифференциация, и зрение стало дихроматическим, т.е. наш глаз стал различать синие и желтые цвета. На последней стадии развития дихроматическое зрение сделалось трихроматичесю т.е. глаз стал различать еще: красный и зеленый. С этой точки зрения, явление цветослепоты /дальтонизм/ есть возврат к второй-стадии развития глаз. Как показали опыты JI.А.Шварц, раздражение глаза тем или иным цвет может повлечь за собой повышение чувствительности к другому цвету в 2-3 раза на срок до получаса. Подобную сенсибилизацию можно использовать для развития и коррекции цветоощущения. Каждый цвет определенным образом воздействует на человека. Действие цветов обусловлено, с одной стороны, непосредственным физиологическим влиянием их на организм, а с другой стороны – ассоциациями, которые цвета вызывают на основе предшествовавшего опыта. Некоторые цвета возбуждают, другие, напротив, успокаивают нервную систему. Еще И.В. Гете отмечал действие цветов на настроение и делил цвета на: а) возбуждающие, оживляющие, бодрящие, б) порождающие печально-беспокойное настроение. К первым он относил красно-желтые, ко вторым – сине-фиолетовые. Промежуточное место он отводил зеленому цвету, который способствует /по Гете/ состоянию спокойной умиротворенности. Известную роль в этом эмоциональном воздействии цветов играют, по-видимому и ассоциации: голуб ассоциируется с цветом голубого неба, зеленый – с зеленью, зеленовато-голубой – с водою, красный – с огнем и т.д. Цвета производят определенное физиологическое воздействие на человеческий организм и я, надеюсь, что эти музыкально- дидактические игры, в основе которых лежит теория цветоощущения и восприятия, послужат благодарной почвой для обеспечения развития музыкальных способностей: музыкального и цветного слуха, звуковысотности, музыкального творчества, а также своеобразной психофизиологической коррекцией состояния ребенка. Разработанная Г. Гельмгольцем теория была впервые предложена Т. Юнгом в 1802 г. и получила дальнейшее развитие в ионной теории – П. П. Лазарева. Филогенетическое развитие соответствует онтогенетическому развитию ребенка. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР “ЦВЕТНЫЕ ЗВУКИ ПРИРОДЫ” Эти игры формируют музыкально-сенсорное восприятие, память, внимание, творческое мышление: соотношение цвета и звука, звука и величины, звучание цвета в Природе, что в свою очередь развивает музыкальный слух, звуковысотной музыкальный вкус, цветное видение музыки. Они даются по системе постоянно, усложняющихся заданий на запоминание, домысливание, воображение. На первом этапе при помощи цветового спектра /радуга/ ребенок знакомится с нотками в соотношении: цвет – звук – название нотки с использованием придуманной сказки для более эффективного запоминания./ “СемьЯ”/. Усваивает понятия, символы: цвет-звук, звуки в Природе, цветное звучание Природы. / “Музыкальная радуга”, “Музыкальная полянка”/. На втором этапе ребенок знакомится с принципами взаимодействия: цвет – звук, высота звука – расположение в пространстве. /”Музыкальные ступеньки”, “Музыкальная пирамида”/. На третьем этапе – сложение цветных звуков, трансформация в простейшие песенки, сочинительства с названием нот. /”Цветное пианино”/. Заключительный этап – использование цветных нот для игры на музыкальных инструментах. /”Цветные нотки”/. Цель: Развитие базисных представлений об окружающем мире, понятий: цвет, звук, музыкальный звук, цветные звуки и их звучание в Природе. Задачи: Развитие у ребенка познавательного интереса, желания и потребность узнать новое. Развитие музыкально-сенсорного восприятия, памяти, воображения, мышления. Развитие наблюдательности, интереса к познанию явлений окружающего мир через музыку, звуки, цвет и их соотношением. Развитие эмоциональности посредством сенсибилизации. Развитие базисных представлений об окружающем мире, понятий: цвет, звук, музыкальный звук, звуковысотность, цветные звуки и их звучание в Природе. Развитие музыкальности, музыкального вкуса, музыкального творчества. Коррекция психофизиологического состояния ребенка, духовного здоровья. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по использованию музыкально-дидактических игр. Работу по технологии музыкально-дидактических игр “Цветные звуки Природы” можно начинать с младшего возраста дошкольного детства с постепенным усложнением в старшем возрасте. Музыкально-дидактическая игра: СемьЯ Цель: Развитие базисных представлений об окружающем мире, понятий: цвет, звук, музыкальный звук, цветные звуки к их звучание в Природе. Стимульный материал: конверт с разноцветными кружочками. Каждому цвету соответствует имя нотки: красный – “до”, желтый – “ре”, зеленый – “ми”, голубой – “фа”, синий – “соль”, фиолетовый – “ля” и белый – “си”. Ход игры: педагог с помощью сказочного сюжета знакомит детей с разноцветной семьей. Например: “Жили-были две нотки /черная и белая. Целыми днями они сидели дома н смотрели из окна ма серое небо с огромными темно-серыми облаками. Им было очень грустно… Но вот грянул гром, вспыхнула молния и сильный дождь забарабанил по стеклу, оставляя сильно бегущие струйки воды. И так продолжалось около часа пока небо не посветлело и не появилось солнышко. Оно так ярко и pадостно сияло, освещая капельки дождя, оставленные на стекле. “Посмотри на себя в зеркало, – воскликнула черная нотка, -какая ты разноцветная!” “А что случилось, – спросила белая нотка, – ведь ты не говорила мне об этом раньше?” “Но это случилось только сейчас, когда солнышко осветило капельки дождя, а они, словно бриллианты, оставили отражение на тебе”, – пояснила черная нотка. Из одной белой нотки получилось семь разноцветных, которые радостно сияли своим ярким цветом. Так родилась веселая разноцветная СемьЯ. Примечание: В игре участвует педагог и группа детей. Знакомство с цветными нотками желательно сопровождать звуками на любом музыкальном инструменте. Музыкально-дидактическая игра «Музыкальная радуга» Игра “Музыкальная радуга” – состоит из карточки с изображением радуги и капельки дождя на палочке для двигательных манипуляций. Игра развивает музыкально-сенсорное восприятие, память, а также формирует: понятия: цвет – звук – звуковысотность на примере природного явления. Игровые задания: Назвать звуки по имени в соответствии с цветом, манипулируя капелькой по радуге. Проговорить или пропеть всю гамму по порядку сниву-вверх и сверху-вниз Определить высоту звука по принципу: высота звука соответствует высоте цвета на радужном спектре./желательно использовать параллельно игру на любом музыкальном инструменте/ Сочинить простейшую мелодию с названием звуков, манипулируя капелькой. Задание №1 – мл. возраст Задание №2,3,4, – ст. возраст Музыкально-дидактическая игра: “Музыкальная мозаика”. Игра “Музыкальная мозаика” – состоит из карточки с изображением нотного стана и цветных нот. Цель: Развитие музыкально-сенсорной памяти, формирование пространственных представлений и познавательного интереса. Игра развивает музыкально-сенсорное восприятие и память, способствует развитию ассоциативных зон головного мозга, что в свою очередь развивает пространственное восприятие и мышление, также способствует развитию понятий и представлений: выше, ниже, под, над, между /квазипространственных отношений/, музыкального слуха и звуковысотности. Игровой материал: Образец, на котором цветные нотки расположены на линеечках, набор цветных нот и чистый нотный стан. Игровые задания: Нотки убежали. Предложить ребенку по образцу вернуть нотки в свои домики. Назвать нотки по имени, ориентируясь по цвету. Проговорить и пропеть гамму вверх и вниз. Разместить нотки на свои места по памяти. Выложить простейшую мелодию или просто разноцветные бусы. Примечание: Игра проводится с участием взрослого и самостоятельно все задания для детей старшего возраста проводятся исключительно по желанию. Музыкально-дидактическая игра: “Музыкальные ступеньки” Игра «Музыкальные ступеньки» состоит из карточки с изображением цветных ступенек и цветных нот. Цель: Развитие музыкально-сенсорного восприятия, внимания, памяти, а также формирование понятий и представлений: Звук- цвет- звуковысотность- пространство. Игра позволяет с помощью тактильно-двигательных, зрительных и слуховых ощущений включаться в процесс познания музыкальных звуков и их отношений между собой. Игровой материал: Карточки с несколькими видами раскрашенных и нераскрашенных ступенек, набор разноцветных нот и универсальная нотка на палочке для манипуляций. Игровые задания: Нотки разбежались, нужно вернуть их на места. Вариант №1 – предлагается детям с помощью взрослого, а затем самостоятельно по образцу расположить нотки на ступеньки, ориентируя по цвету. Каждая нотка имеет свою ступеньку: красная нотка ставится на красную, желтая на желтую и т.д. Вариант №2 /усложненный/ - предлагается детям расположить нотки на цветные ступеньки и назвать их по имени, определить какой цвет пропущен, найти сбежавших ноток и поставить их на свои ступеньки /пользоваться образцом или, но памяти/. Вариант №З /усложненный/ – предлагается детям сначала по образцам затем по памяти расположить нотки на свои ступеньки с проговариванием их имен. Выкладывание нот желательно сопровождать игрой на музыкальном инструменте. Назвать или пропеть гамму снизу-вверх и сверху-вниз. Определить звуки по высоте по принципу: чем выше ступенька, тем выше звук и наоборот. Сочинить простейшую мелодию или спеть знакомую попевку, манипул ноткой на палочке. Примечание: Игра проводится с педагогом и самостоятельно по желанию: детей. Музыкально-дидактическая игра: “Музыкальная полянка” Игра «Музыкальная полянка» состоит из карточки с изображением цветной полянки, где нарисованы цветочки и палочки в виде бабочки для манипуляций. Цель: Развитие музыкально-сенсорного восприятия, памяти, воображения, мышления, а также формирование понятий и представлений: цвет, звук, звук-высота, соотношение величины цветочков и высоты звуков Игра устанавливает необычные связи музыкальных звуков с Природой. Эти необычные соотношения цвета, звука, высоты звука и величины цветочков ребенок усваивает в процессе игры с помощью наглядно-действенных манипуляций. Игровой материал: Карточка зеленого цвета с разноцветными цветочками разной величины, соответствующими высоте звуков и бабочка на палочке для манипуляций. Игровые задания: Манипулируя бабочкой, назвать звук по цвету. Проговорить либо спеть гамму с названием нот снизу-вверх и сверху-вниз. Сочинить простейшую мелодию с названием нот или пропеть знаком манипулируя бабочкой по цветочкам. Определить высоту звука в соответствии с величиной цветочка: большой цветочек – низкий звук /послушать этот звук на инструменте маленький цветочек – высокий звук /сравнить звуки по звучанию/. Примечание: Игра состоят из двух вариантов: 1 – цветочки расположены в соответствии с высотой звуков, 2 – /усложненный/ цветочки рассыпаны по полянке. На первоначальном этапе игра проводятся с участием взрослого, затем самостоятельно. Задание №1 – мл. возраст, задания № 2,3,4 – ст. возраст. Игра развивает музыкально-сенсорное восприятие, память, воображение, способствует усвоению, таких понятий и представлений, как: цвет-звук, звук-высоты соотношение величины цветочков и высоты звуков, устанавливает необычные с зи музыкальных звуков с Природой. Эти необычные соотношения цвета, звука, высоты звука и величины цветочков ребенок усваивает в процессе игры, с помощью наглядно – действенных манипуляций. Музыкально-дидактическая игра «Музыкальные ступеньки» “Музыкальные ступеньки” 5, 6, 7 – ми ступенные лесенки – игра состоит из несколькихвариантов и представляет собой карточки с несколькими видами раскрашенныхи не раскрашенных ступенекс разноцветными нотками и универсальной ноткой для наглядно-действенных манипуляций. Игра развивает музыкально-сенсорное восприятие и память, способствует усвоению представлений: цвет – звук – звуковысотность – пространство. Позволяв помощью тактильно-двигательных, зрительных и осязательных ощущений включая в процесс познания музыкальных звуков и их отношений между собой. Игровые задания: Вариант №1 – предлагается детям с помощью взрослого, а затем самостоятельно по образцу расположить нотки на ступеньки, ориентируясь по цвету. Каждая нотка имеет свою ступеньку: красная нотка ставится, на красную ступеньку, желтая на желтую и т.д. Ступеньки также пронумерованы и имеют важное значение для каждой нотки в дальнейшем. Вариант №2 /усложненный/ – предлагается детям расположить нотки на цвет ступеньки и назвать их по имени, определить какой цвет пропущен, найти сбежавших ноток и поставить их на свои ступеньки/для начала игры пользоваться образцом, затем по памяти/. Вариант №3 /усложненный/ – предлагается детям сначала по образцу, а затем по памяти расположить нотки на свои ступеньки с проговариванием их названий “Все нотки разбежались, нужно вернуть их на свои места”. Выкладывание нот желательно сопровождать игрой на металлофоне. Предложить детям назвать или пропеть гамму снизу-вверх и сверху-вниз. Определить звуки по высоте по принципу: чем выше ступенька, тем выше звук или чем длиннее- ступенька, тем ниже звук. Сочинить простейшую мелодию с названием звуков, манипулируя универсальной ноткой. По схеме варианта №2 вспомнить знакомые песенки-распевки, манипулируя универсальной ноткой. По схеме для распевок вспомнить и спеть знакомые песенки-распевки. Сочинить простейшую мелодию с названием нот, манипулируя универсальной ноткой. Игра “Музыкальная пирамида” – состоит из двух вариантов. На первом варианте ступеньки раскрашены и обозначены по номерам, он послужит как образец. Во втором варианте ступеньки не раскрашены. Для манипуляций послужит универсальная нотка на палочке. Игровые задания: Предложить детям вернуть нотки на свои ступеньки, используя образец или по памяти. Установление нотки сопровождать игрой на металлофоне. Проговорить или пропеть гамму с названием нот вверх и вниз. Сравнить нотки по звучанию: выше-ниже. Пропеть знакомые песенки, используя манипуляции ноткой на палочке. Сочинить простейшую мелодию с названием нот, манипулируя палочкой. Задание № 1,2 – мл. возраст. Задание № 2,3,4,5 – ст. возраст. “Музыкальные ключи” – представляет собой нотный стан с музыкальными ключами, голубой и синей нотками. Игра развивает музыкально-сенсорную память и познавательный интерес. Состоит из двух вариантов: 1-й – нотный стан, где живет скрипичный ключ, ключ “соль” синего цвета, 2-й – нотный стан, где живет басовый ключ, ключ “фа” голубого цвета. Игровое задание: по образцу, а затем по памяти ключи ставятся на свои места. Игра “Музыкальная мозаика” – состоит из образца: цветные нотки расположенные на нотном стане, соответственно каждая нотка имеет свое место /домик/ на линейке и между линейками. Вторая карточка, т.е. нотный стан чистый: нотки убежали. Игра развивает музыкально-сенсорную память, формирует пространственные представления и познавательный интерес. Игровые задания: Предложить ребенку по образцу разместить нотки в свои домики. Назвать нотки по имени. Проговорить или пропеть всю гамму вверх и вниз. Разместить нотки на свои места по памяти. Выложить простейшую знакомую мелодию. Задание №1 – ср. возраст. Задание №2,3,4,5 – ст. возраст. Игра “Цветное пианино” – состоит из карточки, изображающей пианино в цвете, каждый звук-цвет имеет свою проекцию на клавишах пианино. Эту игру желательно давать в сочетании с игрой “Музыкальная мозаика”. Например: звук “до” /красная нотка/ на нотном стане расположен на первой дополнительной линейке, а на клавиатуре его проекция слева от оранжевой маленькой клавишей. Звук “ре” /желтая нотка/ расположен под первой линейкой, а на клавиатуре между маленькими: оранжевой и лимонной, и т.д. Игра развивает музыкально-сенсорное восприятие и память, способствует развитию ассоциативных зон головного мозга, что в свою очередь развивает пространственное восприятие и мышление, также способствует развитию понятий и представлений: выше, ниже, под, над, между /квазипространственных отношений/ музыкального слуха и звуковысотности. Игровые задания: Предложить ребенку назвать звуки, ориентируясь по цветным клавишам. Рассказать, где живут нотки на нотном стане, и где их проекция на пианино. Проговорить или пропеть звуки гаммы вверх и вниз, манипулируя универсальной ноткой. Проиграть знакомые песенки, манипулируя ноткой на палочке. Сочинить простейшую мелодию с названием звуков. Задания для ст. возраста. Игра “Музыкальная матрешка” и “Балалайка” – состоит из карточки с изображен матрешки и балалайки, а также нотки на палочке для наглядно-действенных манипуляций. Игры для закрепления знаний о музыкальных звуках. Игровые задания для детей старшего дошкольного возраста Назвать звуки в соответствии с цветом, манипулируя ноткой, вверх и вниз. | |
|