Главная » 2014 » Июль » 27 » Музыкальные дидактические игры для детей 4-5 лет
14:24
Музыкальные дидактические игры для детей 4-5 лет
Цель.

Цель работы заключается в том, чтобы помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально-сенсорных способностей, научить различать свойство музыкального звука с помощью наглядно – слухового и наглядно – зрительного методов музыкального воспитания.

Цель работы определила и поставила следующие задачи:

Раскрыть значение музыкально-дидактических пособий и игр, обследовать методы их воздействия на развитие музыкально-сенсорных способностей;
Совершенствовать формы и методы обучения в процессе использования музыкально-дидактических игр в различных видах деятельности;
Наработать вспомогательный музыкально-дидактический материал и использовать его в учебно-педагогическом процессе.
Проанализировать полученные результаты.

Музыка – это движение звуков, различных по высоте, тембру, динамике, длительности, определённым образом организованных в музыкальных ладах (мажорном и минорном). Их различие в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей. В настоящее время формированию музыкально-сенсорных способностей детей уделяется мало внимания. А между тем исследования таких известных педагогов как Выготский Л.С., Теплов Б.М., Радынова О.П., Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. доказывают возможность и необходимость формирования памяти, воображения, мышления, способностей у всех детей без исключения

Развитие у детей музыкально-сенсорных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально-дидактических пособий и игр. Ведь все пособия и игры, используемые в образовательной деятельности, соединяют в себе все методы музыкального воспитания. Между музыкально-дидактическими пособиями и играми много общего. И те и другие направлены на развитие у детей представлений о свойствах «музыкального языка». Под «музыкальным языком» понимается весь комплекс выразительных средств, передача мыслей, чувств, т.е. содержание произведения, характеристика выразительных интонаций, ритмического богатства, гармонического звучания, тембровой окраски, темповых, динамических нюансов и структуры произведения.

Развитие музыкально-сенсорных способностей при обучении пения, слушания музыки, ритмических движений, игры на детских музыкальных инструментах, помогает ребёнку вслушиваться и внимательно относиться к различным свойствам музыкальных звуков и их сочетаниям, связывая это с определёнными пространственными представлениями.

На подготовительном этапе, детям необходимо дать общее представление обо всех видах музыкально-дидактических игр с использованием следующих музыкально-сенсорных задач:

Развитие звуковысотного слуха.
Развитие динамического слуха.
Формирование тембрового восприятия.
Совершенствование чувства ритма.

Основные направления деятельности.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Игры должны быть красочно оформлены. В процессе пения они помогают нам научить детей петь выразительно, учат брать дыхание между музыкальными фразами. Игры желательно проводить перед пением, так как они способствуют развитию слуховой сосредоточенности, столь необходимой именно в пении.

Основными направлениями являются:

Выявить особенности восприятия основных свойств музыкальных звуков детьми.
Разработать систему игр, обеспечивающую последовательное музыкально-сенсорное развитие детей.
Определить наиболее эффективные пути методы освоения детьми музыкально-дидактических игр.

Механизмы.

Программа реализуется на базе МАДОУ Борковского детского сада «Колосок» Тюменской области, Тюменского района в течение пяти лет (2011 – 2016 гг.)

Этапы реализации программы:

Для того чтобы игра проходила весело, интересно в хорошем темпе, дети должны довольно легко и быстро узнавать различные выразительные свойства музыкальных звуков. Созданию прочных навыков музыкально-сенсорного восприятия способствует четырёхэтапное освоение музыкально-дидактических игр.

1 этап: знакомство с музыкальным произведением, составляющим основу игры, со зрительными образами игры.

2 этап: знакомство, с содержанием, правилами, игровыми задачами и действиями. Параллельно идёт усвоение музыкально-сенсорных навыков и умений, необходимых для игры.

3 этап: перенос полученных музыкально-сенсорных умений и навыков и игровых действий в самостоятельную деятельность детей, совершенствование навыков под косвенным руководством воспитателя.

4 этап: дети самостоятельно используют музыкально-дидактические игры.

В течение учебного года дети знакомятся с разными играми. Когда какая-либо игра переходит в самостоятельную деятельность детей, на занятии сразу же осваивается следующая игра и т.д. В первую очередь необходимо осваивать игры для развития звуковысотного и ритмического восприятия. Это связано с тем, что высота и длительность – основные компоненты мелодии, требуют от детей большей упражняемости. Знакомство с играми, формирующими тембровое и динамическое восприятие, следует проводить в конце учебного года, так как они требуют от дошкольников меньших усилий.

Ожидаемые результаты.

При определении значимости использования музыкально – дидактических игр в развитии дошкольников и анализе сценарных планов становится ясно, что если в процессе музыкальной деятельности будут развиваться музыкально – сенсорные способности у всех детей без исключения это не пройдет бесследно для их последующего музыкального развития. Соответственно развивающая функция музыкально – дидактических игр очень важна.

Через использование в работе музыкально – дидактических игр стремлюсь помочь детям активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкально – сенсорных и творческих способностей. При проведении данных игр применять наглядный вспомогательный музыкальный материал, через который в простой, доступной, игровой форме дать детям представления о свойствах музыкального звука, о выразительных возможностях музыки, научить различать характер музыки, настроение.

Развить активность детей, самостоятельность в музыкальной деятельности, развить общие музыкальные способности.

Именно дошкольный возраст чрезвычайно важен для развития общих музыкальных способностей ребенка, в том числе и музыкально – сенсорных. Развитие этих способностей у каждого ребенка должно быть постоянно в поле зрения воспитателя, музыкального руководителя и осуществляться различными методами и средствами, в которых важная роль отводится музыкально – дидактическим играм.

Методологическая основа моей деятельности.

С.Л. Новосёлова «Дидактические игры с детьми раннего возраста»;
М.Б. Зацепин «Музыкальное воспитание в детском саду»;
В.А. Запорожец «Музыкально – дидактические игры»;
В.А. Запорожец «Волшебный мешочек»;
Н.А. Ветлугина «Музыкальное развитие ребенка»;
А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»;
Е.Ю Матвиенко «Музыкальная предметно – развивающая среда»;
Журнал «Музыкальный руководитель».
Категория: Музыкальные | Просмотров: 384 | | Рейтинг: 0.0/0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
скачать лучшие программы, планета нибиру, dle шаблоны