09:58 Дидактические игры по сказкам в детском саду | |
Цели: Развитие мелкой моторики; Развитие связной речи; Развитие лексико-грамматической стороны речи; Обогащение словаря; Развитие фонетико-фонематической стороны речи; Развитие психических процессов; Развитие сенсорно-перцептивной сферы; Формирование коммуникативных навыков; Гармонизация психоэмоционального состояния; Формирование умения сосредоточиться на решении определенной задачи. Пособие (или его элементы) могут использоваться как на индивидуальных, так и на подгрупповых и фронтальных занятиях. Пособие представляет собой стол с подсветкой длиной 90 см, шириной 40 см, высотой 60 см с пятью съемными планшетами длиной 90 см и шириной 40 см. Столешница выполнена из матового оргстекла, окантована бортиком высотой 3 см и покрыта слоем белого песка. Для крепления планшетов используется чехол с липкой лентой по краям. При необходимости к пособию может крепиться веб-камера, которая позволяет выводить изображение на экран с помощью компьютера или мультимедийного проектора. Пособие позволяет проводить различные игры с песком (фото №1). Детям предлагаются разные задания: написать букву, слова, «насыпать» слоговую схему или схему предложения, нарисовать что-либо и т. д. ИГРА «НАРИСУЙ И РАССКАЖИ» Цель: развитие связной речи, мелкой моторики, зрительного внимания, памяти, воображения, умения работать в коллективе. Количество игроков – 2-4 человека. Правила игры: после предварительной работы (чтение художественной литературы, экскурсии, наблюдения и т. д.) детям предлагается коллективная работа – создать на песке картину на определенную тему, а затем составить по ней рассказ. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «РАЗДЕЛИ НА СЛОГИ» Цель: закрепление умения делить слова на слоги, развитие мелкой моторики рук. Детям предлагается нарисовать слоговую схему предложенных слов или нарисовать столько квадратиков, сколько слогов в предложенном слове. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАПИШИ БУКВУ, СЛОВО» Цель: закрепление правильного написания букв (профилактика дисграфии, слов, развитие мелкой моторики. Детям предлагаются задания: написать букву, преобразовать ее в другую, написать или «насыпать» слово и т. д. Данная технология способствует развитию познавательных процессов (восприятия, внимания, памяти, образно-логического мышления, пространственного воображения, сенсорно-перцептивной сферы, творческого потенциала, формирует коммуникативные навыки, развивает мелкую моторику рук, гармонизирует психоэмоциональное состояние детей. ПЛАНШЕТ №1 (фото №2) представляет собой плоскость для настольного театра. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения и участия в игре, которая имеет коллективный характер, что и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия. Большое значение имеет театрализованная игра для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Перед тем, как играть в театр, необходимо прочитать сказку, затем установить декорации, отобрать фигурки действующих лиц сказки. В каждую сказку введена роль ведущего – взрослого, который рассказывает сказку и подсказывает маленьким артистам, что им нужно делать. Первый спектакль можно проиграть перед детьми взрослому, чтобы они увидели, как можно передвигать фигурки персонажей сказки. После этого детям предлагается выбрать какую-либо роль, и спектакль играется взрослым вместе с детьми. По ходу игры ребенок может начать импровизировать и изменить ход сказки. В этом случае следует поощрять его фантазию. Примерный репертуар театра – сказки «Баба-яга», «Терешечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди». ПЛАНШЕТ №2 (фото №3) представляет собой «карманы», в которые вкладываются карточки. Данное пособие может использоваться в работе по развитию лексико-грамматической стороны речи, связной речи, обучению грамоте, автоматизации звуков, зрительного внимания. Примерные игровые упражнения: ИГРА «ЧЕТВЕРТЫЙ ЛИШНИЙ» Цель: развитие зрительного внимания и логического мышления. Количество игроков – 3 человека. Правила игры: дети по очереди называют лишний предмет в ряду и объясняют, почему он лишний. ИГРА «НАЗОВИ ОДНИМ СЛОВОМ» Цель: развитие навыка обобщения. Количество игроков – 3 человека. Правила игры: дети по очереди перечисляют и называют одним словом предметы данного ряда («Кошка, собака, корова, лошадь – это домашние животные») . ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО» Цель: развитие зрительного внимания. Количество игроков – 2-5 человек. Правила игры: логопед предлагает детям внимательно посмотреть на картинки, затем отвернуться. Одна или две картинки убираются, а дети должны определить, чего не стало. (Как вариант игры – «Что новое появилось? » (добавление картинки) . ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПОДБЕРИ НУЖНОЕ СЛОВО» Цель: закрепление правильного употребления предлогов в речи. В первый «карман» вставляется картинка с изображением предмета, животного или человека, во второй - карточка с написанным словом, обозначающим действие, третий «карман» пустой, в четвертый вставляется карточка с изображением предмета. Например: слон перешагнул … бревно. Дети должны подобрать карточку с подходящим по смыслу предлогом и вставить карточку в пустой карман. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСТАВЬ СЛОВО ИЗ СЛОГОВ» Цель: закрепление навыка деления слов на слоги и навыка послогового чтения. В «карманы» вставляются картинки с изображением предметов. Детям предлагается составить слово, обозначающее название картинки, из разрезных слогов и вставить их в карманы. Затем предлагается назвать количество слогов в словах, определить, какое слово самое длинное, а какое -самое короткое. Для детей, не умеющих читать, используются прямоугольники, обозначающие один слог. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ПРИДУМАЙ РАССКАЗ» Цель: формирование умения составлять рассказы по сериям сюжетных картин. В «карманы» вставляется серия сюжетных картинок (от двух до четырех). Ребенку предлагается составить рассказ. (Как вариант – самостоятельное раскладывание картинок в нужной последовательности и составление рассказа) . ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «НАЗОВИ КАРТИНКИ» Цель: автоматизация звука в словах. В «карманы» вставляются картинки, в названиях которых есть автоматизируемый звук. Ребенку предлагается назвать картинки, четко произнося автоматизируемый звук. ПЛАНШЕТ №3 (фото №4) выполнен из материала, имеющего шероховатую поверхность, и используется для развития мелкой моторики, связной речи, закрепления названий геометрических фигур и развитию конструктивных навыков. Детям предлагается набор геометрических фигур и образцы изображений, выполненные по краям планшета (как вариант – конструирование по собственному замыслу). Также детям предлагаются цветные ленточки и нитки, с помощью которых можно выкладывать различные контурные изображения (буквы, предметы и т. д.) . ИГРА «МОЯ КАРТИНА» Цель: развитие связной речи, конструктивных навыков, мелкой моторики. Количество игроков – 1-2 человека. Правила игры: Ребенку предлагается создать картину из предложенных геометрических фигур и ленточек, а затем составить по ней рассказ. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ВОЛШЕБНЫЕ ВЕРЕВОЧКИ» Цель: развитие мелкой моторики, профилактика дисграфии, закрепление навыка звукового анализа, обучение основам грамоты. Детям предлагается выложить контур букв, короткие слова. Также детям предлагается из веревочек трех цветов – красного, синего и зеленого – выложить буквы, обозначающие названный логопедом звук: гласный - из красной веревочки, твердый согласный – из синей, мягкий согласный – из зеленой веревочки. ПЛАНШЕТ №4 (фото №5) имеет в центре «карман» для картинок, сверху «кармана» - разноцветные квадраты, снизу - цифры от 1 до 5. Используется для развития умения согласовывать существительные с прилагательными и числительными. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «СОСЧИТАЙ» Цель: закреплять навык правильного согласования существительного с числительным. В «карман» вставляется картинка с черно-белым изображением какого-либо предмета, детям предлагается назвать сначала указанное логопедом числительное, затем существительное. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «КАКОЙ, КАКАЯ, КАКОЕ, КАКИЕ? » Цель: закреплять навык правильного согласования существительного с прилагательным. В «карман» вставляется картинка с черно-белым изображением какого-либо предмета или предметов, детям предлагается назвать сначала цвет квадрата, указанного логопедом, затем существительное. (Как вариант – объединение двух упражнений в одно: детям предлагается назвать сначала числительное, затем прилагательное, затем существительное). ПЛАНШЕТ №5 (фото №6) представляет собой изображение четырех «дорожек» разной конфигурации. ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «ЗВУКОВЫЕ ДОРОЖКИ» Цель: автоматизация звука, развитие мелкой моторики, формирование правильного речевого дыхания. Ребенку предлагается поставить пальчик на начало «дорожки» и «пробежать» по ней, одновременно произнося автоматизируемый звук. | |
|