12:28 Дидактические игры по сенсорике в младшей группе | |
Одна из наиболее сложных проблем при работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, - формирование монологической речи на основе обучения рассказыванию. Ребёнок, у которого речевое развитие соответствует возрасту, становясь старше, осознаёт связи между предметами и явлениями окружающей жизни. В результате этого возрастает степень связности его высказываний. Постепенное овладение связной речью влияет на интеллектуальное развитие дошкольника. Он начинает пользоваться речью как средством мыслительно-познавательной деятельности и общения. Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности при овладении различными формами связи и согласования фраз и частей рассказа. Часто ребёнок, не закончив одной части рассказа, перескакивает к другой с совершенно новым содержанием. Кроме того, у детей с общим недоразвитием речи часто наблюдается наличие вторичных отклонений в развитии психических процессов (восприятие, внимание, память). Это создаёт дополнительные затруднения в работе по обучению дошкольников рассказыванию. Придумать описательный рассказ или загадку-описание – это очень большая по объёму и длительности выполнения работа. По этой причине некоторые дошкольники быстро сдают свои позиции и пасуют перед очень большим и сложным заданием. «Волшебный ящик» помогает расчленить данную работу на ряд последовательных этапов, напомнить о способах достижения цели по ходу выполнения задания. В конечном итоге, это помогает ребёнку-дошкольнику придумать рассказ-описание или загадку-описание последовательно и самостоятельно. Кроме того, необычная форма подачи задания способствует привлечению интереса и внимания не только со стороны ребёнка-рассказчика, но и со стороны детей-слушателей. Дети начинают прилагать усилия для того, чтобы высказаться точнее, с необходимой полнотой и законченностью. Задачи, которые помогает решить «волшебный ящик»: 1. Активизация словаря по лексическим темам. 2. Закрепление знаний и употребления в речи названий геометрических фигур и цветов. 3. Формирование обобщающих понятий. 4. Классификация по лексическим темам (например: «Овощи»-«Фрукты», «Одежда»-«Обувь», «Дикие животные»-«Домашние животные» и т. д.) 5. Согласование прилагательных и существительных в роде и числе (например: «мяч большой», «колёса круглые» и т. п.) 6. Составление описательного рассказа или загадки-описания. 7. Формирование навыка слогового деления слов. 8. Формирования навыка определения начального и конечного звука в слове. 9. Закрепление зрительных образов букв. 10. Развитие тонкой моторики и тактильных ощущений. 11. Развитие зрительного внимания и восприятия. 12. Воспитание интереса к языку, желание говорить правильно. 13. Воспитание желания участвовать в коллективной деятельности. Итак, «Волшебный ящик» представляет собой куб с открывающейся крышкой в верхней части. 1-ая грань - отверстие с рукавом из ткани. Длина и ширина рукава рассчитаны на то, чтобы в него свободно проходила рука ребёнка. | |
|