12:28 Дидактические игры по экологии в подготовительной группе | |
1. Цель пособия: уточнить знания детей о жизни диких животных и птиц зимой, развивать все компоненты устной речи; способствовать развитию психических процессов дошкольников. Воспитывать любознательность и интерес к миру животных и птиц, желание защищать и оберегать их. 2. Рекомендуемый возраст детей: 4-6 лет. 3. Игровые задания и правила игры: дидактическое многофункциональное панно «Жизнь зимой в лесу» позволяет решать задачи образовательных областей «Познание» и «Коммуникация». Панно изготовляется из тонкого пенопласта, размером 60*45см., на котором, с помощью красок и аппликации изображены деревья, кустарники, снежный покров, а так же птицы и дикие животные, обитающие в средней полосе. На одном из деревьев размещается дупло, где прячется белка со своими зимними запасами. Под другим деревом - берлога, где спит медведь. Под кустом - сугроб, под которым прячется ёж, а под елкой – лисья нора. Дупло с белкой прикрыто крышечкой, раскрашенной под кору дерева; берлога прикрыта тоже крышечкой, разрисованной под сугроб и корягу; лисья нора так же прикрыта крышечкой. На всех крышечках имеются ручки, за которые они открываются. В глубине леса стоит лось. Перед елкой бежит мышка, за которой гонится лиса. На переднем плане изображен волк, который гонится за зайцем. На ветке березы сидит дятел и долбит кору. На суку сидит сова. На других деревьях различные птицы: тетерев, снегири, вороны, сороки. Некоторые птицы изображены в полете. Панно можно повесить, поставить или положить. При этом панно должно хорошо освещаться и должен быть свободный подход к нему. Сюжетное панно можно использовать для занятий с детьми от 3-х до 7-ми лет. Предполагаются различные виды игр (сенсорные, словесные, математические, цели которых постепенно усложняются. Панно позволяет решать задачи образовательных областей: «Познание», «Коммуникация». Так же сюжетное панно привлекает детей яркостью, мобильностью, многофункциональностью, простотой в использовании, разнообразием содержания. Игра «Кто, где зимует». Цель: закрепить знания детей о жилище диких животных. Ход: педагог называет животных, дети называют и показывают их жилище. За правильные ответы дети получают фишки. Игра «Эрудиты». Цель: расширять словарь по теме: «Зимующие птицы», закреплять правильное употребление в речи предложных конструкций, упражнять в правильном выборе предлога, соответствующего ситуации; закрепить обобщающее понятие. Ход: педагог задаёт вопросы: - Почему птиц называют зимующими? -Чем питаются зимующие птицы? - Почему зимующим птицам трудно зимой? - Кто помогает птицам зимой? - Как называется большая группа птиц? (стая) . Дети отвечают на вопросы, за каждый правильный ответ получают фишки. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек. Игра «Узнаю птичку (животное) ». Цель: закрепить названия зимующих птиц (животных, активизировать словарь по теме «Дикие животные» и «Зимующие птицы». Ход: педагог задет вопрос: - Кого из животных и птиц мы видим в лесу? Дети называют птиц и животных. Игра «Один - много, много - один». Цель: упражнять в образовании существительных множественного числа именительного падежа; закрепление количественного счета. Ход: I вариант. Педагог называет животное или птицу в единственном числе, бросает мяч ребенку, он ловит и проговаривает то же слово во множественном числе. II вариант. Педагог называет животное или птицу во множественном числе, бросает мяч ребенку, он ловит и проговаривает то же слово в единственном числе. Игра «Кто, чем питается? ». Цель: упражнять в усвоении творительного падежа единственного и множественного числа существительных. Ход: педагог называет на панно животное, дети называют и рассказывают, чем оно питается. Игра «Кто, как передвигается? ». Цель: упражнять в образовании слов- действий. Ход: педагог называет какое- либо животное и передает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и проговаривает. Как передвигается это животное. Игра «Прятки». Цель: упражнять в использовании предлогов и наречий, имеющих пространственное значение: «в», «на», «за», «под», «около», «между». Ход: педагог рассказывает, что звери умеют играть и резвиться. Дети подбирают глаголы, характеризующие действие животного. (Пример: зайчик спрятался за кустик, лиса выглядывает из-за сугроба.) Игра «Узнай по описанию». Цель: развивать логическую память и воображение. Ход: Педагог подбирает ряд имен прилагательных, характеризующих животное или птицу. Дети называют то или иное животное (птицу) . Игра «Длинный или короткий». Цель: учить составлять сложные предложения союзом «а», используя прилагательные- антонимы. Ход: Педагог проговаривает простое предложение, а дети составляют сложное предложение, используя союз «а». Пример: «У лисы длинный хвост, а у зайца (короткий) ». Игра «Скажи наоборот». Цель: формировать умение образовывать слова- антонимы. Ход: Педагог называет слово, а дети противоположное. Пример: «Медведь – большой, а заяц… (маленький») . Игра «У Кого, кто? ». Цель: формировать умение составлять предложения с предлогом «у»; закрепить название детенышей». Ход: I вариант. Педагог называет животное, а дети детенышей. Пример: -«У лисы кто? » - «У лисы - лисёнок». II вариант. Педагог называет детенышей, а дети животное. Пример: -«Волчонок у кого? - «Волчонок у волка». Игра «Чего не стало». Цель: упражнять в употреблении существительных единственного и множественного числа в родительном падеже. Ход: Педагог называет животное или птицу в единственном числе, а дети называет то же животное или птицу во множественном числе. Пример: «Ворона. Нет одной. Кого (вороны). Нет много, кого? (ворон) ». Игра «Прогулка в лес». Цель: усвоение категории винительного падежа. Ход: педагог задает вопрос: - «Кого я вижу? » (на панно) . Дети отвечают: - «Я вижу волка», -«Я вижу медведя», -«Я вижу лису». Игра «Кто как голос подаёт». Цель: упражнять в образовании звукоподражательных глаголов. Ход: I вариант. Педагог, бросая мяч, называет животное или птицу. Ребенок ловит мяч и проговаривает, как подает голос та или иная птица или животное. Пример: «Как кричит ворона? Ворона - каркает. А как кричит лиса? – лиса лает ». II вариант. Педагог, бросая мяч, произносит звукоподражательный глагол. Ребенок ловит мяч и называет птицу или животное, которая издает такой звук. Игра «Сосчитай животных (птиц) ». Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными вроде и падеже; закрепление количественного счета. Ход: педагог называет птицу или животное. Дети считают, и в конце подсчёта подводит итог. Пример: «Одна сорока, две сороки, три сороки … и т. д. ». Игра «Назови ласково». Цель: упражнять в образовании существительных и прилагательных с уменьшительно- ласкательными суффиксами. Ход: педагог называет птицу или животное. Дети произносят это слово в уменьшительно- ласкательном значении. Пример: «Лиса, а ласково? (лисонька) ». Игра «Что вверху, что внизу? ». Цель: учить составлять предложения с однородными членами, используя слова «вверху», «внизу». Ход: педагог спрашивает: - «Кто находиться вверху? (на ветках) ». - «Вверху, на ветках сидят птицы». - «Кто находится внизу? (на снегу) ». - «Внизу, на снегу стоят волк, бежит заяц». | |
|